Дизельные одно- и многоцилиндровые двигатели «ДТЗ» классической компоновки с вертикальным расположением цилиндров, продольным расположением коленчатого вала и водяным охлаждением позволяют напрямую подключать их к трансмиссии трактора или к другому полезной нагрузки через стандартное сцепление дискового типа, отключается, либо через клиноременной передачи с помощью переходника со шкивом. Одноцилиндровые двигатели этой серии имеют систему водяного охлаждения циркуляционного типа, а на 2-х, 3-х и 4 цилиндровых двигателях устанавливаются специальные водяные насосы. Все двигатели оснащены электростартер, генераторами переменного тока и багатолописнимы вентиляторами типа «крыльчатка». Одноцилиндровые двигатели дополнительно укомплектованы радиатором системы водяного охлаждения, воздушным фильтром и выпускной трубой с глушителем.
Универсальные четырехтактные двигатели внутреннего сгорания «ДТЗ» давно и хорошо известны в Украине, отличаются высоким качеством изготовления, большой удельной мощностью, экономичностью, надежностью в работе, выносливостью и неприхотливостью в эксплуатации, простотой в обслуживании.
Наиболее часто они находят применение в транспортных средствах и самоходных агрегатах различного назначения - тракторах, мотоблоки, мотокультиваторы, косилках, специальных шасси. А также в качестве автономного мотопривода для стационарных и передвижных механизмов и агрегатов: электростанций, компрессоров, станков, насосов, вентиляторов, сельскохозяйственного оборудования, ирригационных и оросительных систем, лебедок, конвейеров, транспортеров и других грузоподъемных устройств. Высокая мощность и малый вес позволяют использовать эти двигатели для строительного оборудования и для водного транспорта - лодок, катеров, небольших яхт.
По конструкции двигатели «ДТЗ» подразделяются на бензиновые и дизельные, одноцилиндровые и многоцилиндровые, с вертикальным или горизонтальным расположением цилиндров, с водяным или воздушным охлаждением. Двигатели с воздушным охлаждением проще по конструкции, имеют меньший вес, дешевле в приобретении и эксплуатации. Двигатели с водяным охлаждением значительно менее зависимы от температуры внешней среды, чем двигатели с воздушным охлаждением, и могут стабильно работать под нагрузкой долго не перегреваясь.
Бензиновые двигатели характеризуются низким уровнем вибрации и шума, большой удельной мощностью, хорошо выдерживают высокие обороты, легко заводятся при низких температурах, менее требовательны к качеству топлива, просты в обслуживании.
К несомненным достоинствам дизельных двигателей относятся их высокая экономичность, большая долговечность, стабильность крутящего момента в широком диапазоне оборотов коленчатого вала, в том числе на низких оборотах. Отсутствие системы зажигания делает дизельные двигатели «ДТЗ» лучше во время работы в условиях повышенной влажности, загрязненности или при опасности попадания водяных брызг.
количество цилиндров | 1 |
Номинальная мощность, л.с. (КВт) | 16 (11,77) |
Номинальная частота вращения выходного вала, об / мин |
2300 |
Средний расход топлива, г / кВт * ч | 254 |
Снаряженная масса, кг | 136 |